Перспективная модель ОГЭ по литературе 2020

СОТКА

Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета

Перспективная модель измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования. Демонстрационный вариант. 

Данная модель теста не будет использована на ОГЭ по литературе 2019.


ЧАСТЬ 1
 
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2; 2.1 или 2.2. 
При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


Мы остались глаз на глаз. 
Несколько минут продолжалось обоюдное наше молчание. Пугачёв смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою непритворной весёлостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему. 
 – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе верёвку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) Ты крепко передо мною виноват, – продолжал он, – но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов. То ли ещё увидишь! Так ли ещё тебя пожалую, когда получу своё государство! Обещаешься ли служить мне с усердием? 
 Вопрос мошенника и его дерзость показались мне, так забавны, что я не мог не усмехнуться. 
 – Чему ты усмехаешься? – спросил он меня нахмурясь. – Или ты не веришь, что я великий государь? Отвечай прямо. 
 Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачёв мрачно ждал моего ответа. Наконец (и ещё ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугачёву: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышлёный: ты сам увидел бы, что я лукавствую». 
 – Кто же я таков, по твоему разумению? 
 – Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку. 
 Пугачёв взглянул на меня быстро. «Так ты не веришь, – сказал он, – чтоб я был государь Пётр Фёдорович? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы, и в князья. Как ты думаешь?» 
 – Нет, – отвечал я с твёрдостию. – Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. 
 Пугачёв задумался. «А коли отпущу, – сказал он, – так обещаешься ли, по крайней мере, против меня не служить?» 
 – Как могу тебе в этом обещаться? – отвечал я. – Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник, сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду. 
 Моя искренность поразила Пугачёва. «Так и быть, – сказал он, ударя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрёма клонит». 
 (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка») 
 
​​
ЗАДАНИЕ 1
Выполните ОДНО из заданий: 1.1 или 1.2. 
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. 
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ приведённого фрагмента. 
 
1.1 Кому, с Вашей точки зрения, сложнее сделать нравственный выбор: Пугачёву или Гринёву? 

1.2 Какую роль в приведённом фрагменте играет контраст как художественный приём? 

ЗАДАНИЕ 2
Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Выберите фрагмент произведения в соответствии с заданием и убедительно обоснуйте свой выбор. Опирайтесь на анализ текста выбранного фрагмента. 
 
 2.1 В каком ещё фрагменте романа раскрываются черты характера Гринёва, проявившиеся в приведённом эпизоде? 
 
2.2 Какой из эпизодов романа тематически перекликается с приведённым фрагментом? 

ЗАДАНИЕ 3 
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво. 
 
 *** 
 Внимая ужасам войны, 
 При каждой новой жертве боя 
 Мне жаль не друга, не жены, 
 Мне жаль не самого героя... 
 Увы! утешится жена, 
 И друга лучший друг забудет; 
 Но где-то есть душа одна – 
 Она до гроба помнить будет! 
 Средь лицемерных наших дел 
 И всякой пошлости и прозы 
 Одни я в мире подсмотрел 
 Святые, искренние слёзы – 
 То слёзы бедных матерей! 
 Им не забыть своих детей, 
 Погибших на кровавой ниве, 
 Как не поднять плакучей иве 
 Своих поникнувших ветвей... 
 (Н.А. Некрасов, 1855) 
 
Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. 
В бланк ответов № 2 запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста. 
 

 3.1 В чём, с Вашей точки зрения, заключается сила эмоционального воздействия стихотворения «Внимая ужасам войны…»? 
 
3.2 Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты? 
 
ЗАДАНИЕ 4

В бланк ответов № 2 запишите номер задания 4. 
Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов. 


Сопоставьте стихотворение Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А.Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме». Какие мотивы и образы сближают эти стихотворения? 
 
 * * * 
 Письма… Фотографии в альбоме. 
 Смотрят парни матерям в глаза. 
 Матери их мёртвыми не помнят – 
 Оттого и верят в чудеса. 
 Все они их видят молодыми, 
 Сильными, 
 Как двадцать лет назад… 
 А в округе на родное имя 
 Столько откликается ребят… 
 Разных – 
 Незнакомых и знакомых, 
 Никогда не знавшихся с войной, 
 Ждут их тёзок матери домой 
 И глядят на карточки в альбомах. 
 Парни там – 
 Смешливы и красивы, 
 Где им было знать, что скоро в бой. 
 В двадцать лет они спасли 
 Россию! 
 Ну, а что свершили мы с тобой? 
 (А.Д. Дементьев) 
 
ЧАСТЬ 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2. 
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. 
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво. 

 
 5.1 В чём схожи и в чём различны, с Вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н.В. Гоголя «Ревизор» и «Мёртвые души») 
 
5.2 Против чего протестует Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») 
 
5.3 Согласны ли Вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») 
 
5.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ –начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору) 
 
5.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания. 

Список произведений к ОГЭ по литературе 2020
Поделиться
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent