Отцы и дети аргументы к итоговому сочинению.

 Аргументы к итоговому сочинению по направлению "Отцы и дети". 
Аргумент из стихотворения Д.Кедрина "Сердце матери". В чем проявляется родительская любовь?На что способны родители (мать) ради своих детей?
 
 Счастье детей для родителей - это самое главное. Подтверждением этого служит стихотворение Д. Кедрина «Сердце матери». Возлюбленная казака Оксана в подтверждение его любви потребовала принести материнское сердце. Казак разрубил грудь матери и достал сердце, мать не сопротивлялась. Когда он шел с этим сердцем к Оксане, он споткнулся, а сердце спросило «не ушибся ли он». Это стихотворение поражает душу каждого. Невозможно не удивиться способностью материнского сердца любить. Мать была готова сделать все, для того чтобы сын был счастлив. И даже после такого предательства ее сердце болело за его благополучие. 

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»     
 Иное решение проблема отцов и детей получает в высокой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Господин Журден ослеплен желанием получить дворянский титул. Удивительно, но нелепая мечта, определяющая ценность человека не душевными качествами, а сословными привилегиями, отражает мировосприятие целого поколения. Другие герои комедии – дворяне – чувствуют свое социальное превосходство. По отношению к Журдену ведут себя надменно, втайне насмехаются над его амбициозными планами, при этом без стеснения пользуются его кошельком, берут взаймы и не торопятся возвращать долги.
 Непонимание встречает Журден и со стороны родных, особенно дочери. Юная Люсиль недоумевает, как дворянский титул поможет отцу стать лучше. Добрый человек добр вне зависимости от титула, а негодяй останется негодяем, несмотря на сословную принадлежность: «Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».
 Именно конфликт между отцом и дочерью отражает важную нравственную позицию: ценить человека можно за душевные качества – не за богатства и не за титул. Когда Журден отказывается выдать дочь за человека не дворянского происхождения, при этом порядочного, умного, искреннего, начинается стремительное развитие действия. Мастер высокой комедии, Мольер побуждает зрителя сочувствовать влюбленным Клеонту и Люсиль, отстаивающим свое право быть вместе, и вместе с ним осуждает косные принципы и сословные предрассудки. Вдумчивый зритель понимает, что времена изменились – должны измениться и люди. Финал комедии – торжество справедливости. Искренняя любовь побеждает, законы нового времени (вместе с тем – «вечные» законы) побеждают нелепые правила прошлого.
 
Капитанская дочка.

Гринев Петр - Андрей Петрович Гринев
 Петр – молодой дворянин, сын состоятельного помещика. Учился плохо, жил недорослем, гонял голубей до 16 лет. Отец решил отправить сына-недоросля на службу, но не в Петербург, о котором тот мечтал, а  в Оренбург , чтобы тот «нюхнул пороху», «потянул лямку». 
 Андрей Петрович – строгий, серьезный человек, не любил менять своего мнения, не откладывал исполнение своей воли.      
Петр - единственный ребенок в семье, отец ждет от него продолжения традиций. Потому неслучайно главным в напутствии фигурирует слово «честь». Под честью понимается и честь семьи в целом.
 «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
 Отношения между отцом и сыном не были внешне особо нежными, вот так Петр говорит об отце:«Зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека»
  Причины конфликта между отцом и сыном: сын похож скорее на мать, чем на отца, более мягкий, романтичный, избалован матерью. Отец хочет вырастить его похожим на себя, не считает его способным принимать серьезные решения. Считает, что Петр должен доказать ему, что способен на что-то, а именно продолжить традиции семьи по мужской линии и прославить род.       
1 ситуация: Отец не принимает желания Петра жениться и делает ему выговор в письменной форме. Только потом родители понимают, что желание Петра серьезно и принимают Машу: 
 «Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке» Такую метаморфозу можно объяснить их природной добротой, материнским и отцовским инстинктами, которые не позволили им оставить бедную сироту. 

 2 ситуация: Для А.П. важен авторитет семьи, потому, известие о том, что сын объявлен предателем, выбивает у него почву их-под ног: «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего.  Он лишился обыкновенной своей твердости,  и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах.   "Как!" - повторял он,   выходя из себя. - "Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его  от казни!  От этого разве мне легче?  Не казнь страшна:  пращур мой умер на лобном месте,   отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым.  Но дворянину изменить своей  присяге,   соединиться с  разбойниками, с   убийцами,  с  беглыми холопьями!..   Стыд  и  срам   нашему  роду!.."  Испуганная   его отчаянием матушка не смела при нем плакать и старалась  возвратить   ему  бодрость, говоря  о  неверности   молвы,  о шаткости людского мнения.  Отец мой был неутешен.»
 Для А.П. страшнее узнать о том, что сын предатель, чем о том, что его казнили. 
 Даже Маше, которую он не хотел принимать, он говорит: «Поезжай, матушка! — сказал он ей со вздохом. — Мы твоему счастию помехи сделать не хотим. Дай бог тебе в женихи доброго человека, не ошельмованного изменника».  
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 П. Санаев "Похороните меня за плинтусом". 
Павел Санаев - писатель, сценарист, переводчик. Родился в 1969 году. В 1992 году окончил сценарный факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии. В 1994 году написал повесть "Похороните меня за плинтусом". В 1996 ее опубликовали в журнале "Октябрь", и в том же году ей была присуждена премия журнала "Октябрь" за лучший дебют. Несколько лет повесть жила на журнальных страницах на положении "широко известной в очень узких кругах". Читатели, которым полюбилась история Саши Савельева, передавали журнал друзьям, экземпляры "Октября" с повестью пользовались повышенным спросом в библиотеках, но большие издательства, словно не замечали произведение, которому суждено было через несколько лет "взорвать отечественный книжный рынок и обрести не просто культовый, но - легендарный статус". В 2002 году повестью заинтересовался писатель и издатель Игорь Клех, который совместно с издательством «МК-Периодика» готовил к выпуску новую серию "Современная библиотека для чтения". Книга "Похороните меня за плинтусом" вышла в составе этой серии в 2003 году, и в считанные месяцы стала бестселлером. Безо всякой рекламы, только за счет "сарафанного радио" книга возглавила рейтинги продаж крупнейших книжных магазинов и завоевала огромное количество поклонников. В 2007 году изданием книги занялось крупнейшее российское издательство "АСТРЕЛЬ", и с этого момента вокруг "Плинтуса" начался настоящий ажиотаж. За три года разошлось около полумиллиона экземпляров, и книга продолжает пользоваться спросом. 
Повесть "Похороните меня за плинтусом" - потрясающее по эмоциональности и чудовищному жизненному правдоподобию произведение. Главный ужас состоит в том, что все это имело место в реальной жизни. В этой книге автором очень ярко изображены, и бессилие матери, и властность бабушки и так называемая «затюканность» деда. Герои книги вызывают смешанные чувства. Гнетущая атмосфера, постоянное эмоциональное воздействие на психику ребенка, совершенно отвратительное отношение бабушки к родному внуку и дочери - все это, разумеется, не вызывает положительных эмоций.Нервная обстановка в доме, разъедающая душу ребенка, травля родной матери у него на глазах, кроме крайнего вреда всей его нравственности, ни к чему другому привести не может. Он попал в положение, когда его волей-неволей заставляют предавать собственную мать, когда он постоянно становится свидетелем чудовищных сцен. Бабушка - тиран в семье. Ее стремление подчинить все своей воли, контролировать жизнь своих близких довольно четко прослеживается на страницах повести. «Я очень боялся бабушкиных проклятий, когда был их причиной. Они обрушивались на меня, я чувствовал их всем телом - хотелось закрыть голову руками и бежать как от страшной стихии. Когда же причиной проклятий была оплошность самой бабушки, я взирал на них словно из укрытия. Они были для меня зверем в клетке, лавиной по телевизору. Я не боялся и только с трепетом любовался их бушующей мощью». Единственный способ заслужить уважение родного человека – заболеть. 
«Болея, я часто просил бабушку о том, что мне на самом деле не было нужно, или специально говорил, что у меня заложило нос или болит горло. Мне нравилось, как бабушка суетится около меня с каплями и полосканиями, называет Сашенькой, а не проклятой сволочью. Болезнь давала мне то, чего не могли дать даже сделанные без единой ошибки уроки, - бабушкино одобрение. Она, конечно, не хвалила меня за то, что я заболел, но вела себя так, словно я молодец, достойно отличился и заслужил, наконец, хорошего отношения. Хотя иногда доставалось мне и больному». Но, несмотря на все это, бабушку невероятно жаль. Печальная история ее жизни открывается в главе "Ссора". Бабушка - психически нездоровый человек. Во-первых, влияние таких же родителей, как и она сама, которые, возможно, сломали ей жизнь. Во-вторых, глубокая травма в молодости - потеря первого ребенка и, наконец, психиатрическая больница, после которой, по выражению дедушки, "жизнь и кончилась". Очень грустно говорить о том, что результат всех этих несчастий обрушился на Сашеньку. Мальчик был лишен нормального человеческого общения. Была бы воля бабушки, мальчик так всю жизнь и просидел бы в клетке. Ребенок настолько подавлен обстоятельствами, что услышать слово "можно" для него было огромным счастьем. Мечты Саши заслуживают особого внимания. Он уже не мечтает о том, чтобы жить с мамой, но ему все-таки хочется ощутить нежность и заботу. Потрясают глубина размышлений маленького Саши о смерти. «Тот свет виделся мне чем-то вроде кухонного мусоропровода, который был границей, где прекращалось существование вещей. Все, что попадало в его ковш, исчезало до ужаса безвозвратно. Сломанное можно было починить, потерянное найти, о выброшенном в мусоропровод можно было только помнить или забыть. Никогда. Это слово вспыхивало перед глазами, жгло их своим ужасным смыслом, и слезы лились нескончаемым потоком. Слову "никогда" невозможно было сопротивляться. "Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище". 
Бабушка... она, как осьминог, опутала своими щупальцами всех своих близких, сделав несчастными большое количество людей. Именно поэтому, после восхитительной в своей психологичности кульминации идет немного жуткая развязка. Смерть бабушки. Сцена похорон - необходимая мера, потому что нереально было бы избавиться от влияния такого человека. «Я встал с кресла и прижался к маме, чтобы вознаградить себя за все потери счастьем, минуты которого не надо теперь считать, и с ужасом почувствовал; что счастья нет тоже. Я убежал от жизни, но она осталась внутри и не давала счастью занять свое место. А прежнего места у счастья уже не было. Невидимые руки хотели обнять маму, чтобы больше не отпускать, хотели успокоиться свершившимся раз и навсегда ожиданием - и не могли, зная, что почему-то не имеют на это пока права. Я тревожно подумал, что надо скорее вернуть все обратно, и понял, что тогда это право вовсе уйдет от них навсегда».
Смерть бабушки, как ни парадоксально, дает надежду на счастливый конец данной истории. В этом произведении автор приводит пример сугубо сложных отношений между родственниками. Здесь присутствует не только недопонимание, но еще и агрессия. Бабушка воспитывает внука в таких же условиях, в каких была воспитана и она. Так поступают многие родители, не понимая того, что существует и иной подход к ребенку. Учитывая, что эта повесть автобиографичная, следует отметить, что на данный момент Павел Санаев (Саша Савельев) счастлив и нашел в себе мужество написать данную книгу. Поэтому у нас есть уверенность в счастливом продолжении этой истории.
В современной литературе проблема отцов и детей волнует авторов не меньше чем в классической. И сейчас писатели пытаются разобраться в проблематике отношений взрослых и детей, отношений между поколениями. Каждый автор по-своему видит суть недопонимания между родными людьми и в произведениях отражает свои взгляды. 

У.Шекспир «Гамлет».       
 Век вывихнут. Век расшатался.
  Распалась связь времен.
  Зачем же я связать её рожден?
 
 Очевидно, причиной трагедии принца Датского стало не только вероломство Клавдия и предательство Гертруды, но и то, как принципы их жизни и правления ломают вековые нравственные устои. Гамлет становится хранителем традиций королевства, исполняет заветы истинного короля. Как ни странно, именно на новое поколение возложена ответственность за восстановление утраченной нравственности. Клятвы дружбы и любви для принца Гамлета священны, как были священны для его отца (преемственность ценностеймежду поколениями ощущается Шекспиром как естественный ход развития):
 
  А дальше, господа,
  Себя с любовью вам препоручаю.
  Все, чем возможно дружбу доказать,
  Вам Гамлет обездоленный исполнит
  Поздней. Даст бог. 
 
 Нарушение клятв матерью, дядей воспринимается как катастрофа. Принц понимает неизбежность столкновения с теми «отцами», что своими поступками: братоубийством (Клавдий), изменой, забвением традиций траура (Гертруда), наушничеством (Полоний) – попирают вечные ценности жизни, разрушают гармонию. Мучительные раздумья о том, жить и терпеть или погибнуть, защищая справедливость, истину, дружбу, любовь находят разрешение в финальном поединке.
 
 Показательно, что и Лаэрт, и Гамлет (представители молодого поколения) перед поединком клянутся в соблюдении законов чести:
 Лаэрт
  … я не примирюсь,
  Пока от старших судей строгой чести
  Не получу пример и голос к миру,
  В отраду имени. До той поры
  Любовь я принимаю как любовь
  И буду верен ей.
 
 Гамлет
  Сердечно вторю
  И буду честно биться в братской схватке.– 
  Подайте нам рапиры.
 
 Финал трагедии строится так, чтобы зрителю открылось противостояние не просто короля и принца, но представителей двух эпох, двух поколений: Клавдия, презревшего законы братской любви, законы чести, признающего лишь законы собственных желаний, сеющего вокруг разрушение и смерть, и Гамлета, молодого правителя, жаждущего восстановить «времен связующую нить». 
 Конфликт поколений в трагедии Шекспира разрешается трагически: смерть рода Гамлетов – единственный способ, по мнению драматурга, уничтожить зло.  
 ГАМЛЕТ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  
  
Творчество В.П. Астафьева.
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область. В 1945 году Астафьев женился. В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году. В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997). Виктор Петрович Астафьев много писал для детей и про детей. В своих «Беседах о жизни» он признавался: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью». В.П. Астафьев всегда радовался, что у ребенка есть родители, семья. Только в семье, считал он, отношение к жизни, все чувства и ощущения передаются по родству с молоком матери, редкой лаской отца, опускающего тяжелую ладонь на детскую голову». Сам писатель, имея многочисленную родню, тем не менее, был лишен и материнской, и отцовской ласки, а «правильное» отношение к жизни он воспринял от бабушки, заменившей ему погибшую мать, и от дедушки, приучившего мальчика к труду. Виктор Петрович был твердо убежден в том, что дети должны трудиться. В «Книге юных северян» («Мы из Игарки») он вспоминал: «В этом городе труд воистину был всему голова. Рабочих рук не хватало, и многие подростки к 16-ти годам уже имели специальность. Много работало кружков, ребята что-то пилили, строили, клеили, вырезали, сооружали во дворцах пионеров, в школах и дома, по избам и баракам». Ребенок, не знакомый с детства с каким-либо трудом, ― считал писатель, ― никогда не вырастет настоящим человеком.      
Виктор Петрович всегда очень огорчался, когда видел детей, предоставленных самим себе, не интересных и не нужных никому, живущих по законам стада. «Это стадо,- писал он,- собирается в тесные залы, где плотно, горячо, где тело к телу липнет, где действуют ноги и то, что повыше их, а голова прилажена для того, чтобы на ней болталась прическа или чаще нечесаные волосы». Однажды писатель с большой горечью (очерк «Постойте, поплачем!») рассказал о девочках, которые на дискотеке избили сверстницу только за то, что она им сказала что-то не так: «Наши внучатки устремлены в туалет концертного зала, бить морды друг другу, выдирать волосья, пинать женщина женщину каблучком модной туфельки. Перед этим фактом меркнут все наши устремления и достижения. Растлеваются на виду у всех, съедаются юные души, развращается тело и вянет ум». 
Виктора Петровича вообще тревожила детская жестокость, особенно по отношению к родителям. «Мучительно долго умирала достойная женщина, и возле нее никого не было,- писал он в очерке «Пакость»,- смерть уже стояла у изголовья больной, но она держалась, не позволяла себе умереть раньше 5-го или 7-го числа. Хотела получить пенсию и отправить сыну, у которого трое детей, а она не сумела его обеспечить. Она умерла 8-го и просила не судить строго мальчика, если он не прилетит на похороны,- очень далеко, а у него семья, важная работа. Последнюю пенсию она смогла послать целиком - деньги ей сделались более не нужны. Сын на похороны матери не прилетел… Самой светлой мечтой В. П. Астафьева была активная жизненная позиция детей, которые карабкались бы «вверх по отвесной стене мироздания». Он всегда хотел, чтобы взрослые учили детей творить Добро, а на земле оставалось как можно меньше места для Зла. Великий писатель сам учит нас этому своими произведениями. 

"Бедные родственники" Л. Улицкой. 
Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР, по образованию биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей. Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям - "Сестрички Либерти" Владимира Грамматиков и "Женщина для всех". Но широкую известность ей приносит повесть «Сонечка», за которую Улицкая получает премию «Медичи» и общее признание, а в 1997 году роман «Медея и её дети» выводит её в число финалистов Букеровской премии. Улицкая признаёт, что первые её книги вышли за рубежом, а «Бедные родственники» впервые увидели свет в Париже, потому что ситуация в России препятствовала её работе. Но это лишь помогло ей, так как благодаря Парижу её книги были изданы на 17 языках в странах Европы, в США, в странах восточной Европы, а также в странах-членах СНГ. Этот богатый жизненный опыт помог Людмиле Евгеньевне Улицкой в написании цикла рассказов «Бедные родственники». Все свои произведения Улицкая связывает со своим личным жизненным опытом. Например, рассказы из этой серии она считает своим детством. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в свои детские годы – время детей, рождённых в конце сороковых начале пятидесятых. Время, когда детей воспитывали на вере в светлое будущее, а взрослые боялись преследований.  
Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести. Название «Бедные родственники», как нельзя лучше, передаёт климат в семьях пятидесятых годов.В то время, как одни строят планы на будущее, пытаясь как-то обустроить свою жизнь, другие просто любят друг друга, живя одним днём и полностью отдаваясь своей страсти, как это видно на примерах Броньки и Ирочки (Улицкая Л.Е. Бедные родственники. – Спб.: Мозаика, 2001. – 181 с.). Первая познала тайну греха, прошла через унижения, но была счастлива тому, что её любили, что у неё были дети. Вторая же прожила абсолютно правильную жизнь - всё как у всех, но почему-то уходя от Броньки, она понимает, что что-то в своей жизни она пропустила.Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.Или Матиас и Берта и их любовь к сыну – вот что проходит красной нитью через рассказ «Счастливые». Разве может быть что-нибудь ещё настолько же прекрасное, чем любовь Берты к Вовочке, которой она сама же и стыдится, и которая окрыляет её, даёт ей новый смысл жизни. Улицкая в рассказе «Счастливые» не пытается поднять каких-нибудь философских вопросов, она лишь пишет о том, как преображается женщина, получая ребёнка, и как легко это счастье разрушить. Примером для обратных чувств является Зина («Народ избранный»), которая не хочет отдавать мамину кофточку – единственное, что осталось у неё. Она не может привыкнуть к мысли о том, что мамы уже нет, что дочь осталась одна, но даже во сне она видит матерь. 
Множество качеств преподносит читателю Улицкая в своём «пироге» под названием «Бедные родственники». Она пытается стать учительницей для читателя. В произведениях этого автора герои — не идеальны, но очень реалистичны. Каждая история — интересный рассказ о жизни обычных людей. Отношения героев часто противоречивы, но таят в себе любовь, любовь родителей к детям, детей к родителям. Ее произведения учат добру, терпению даже в самые трудные моменты жизни. Людмила Улицкая считает, что если в семье есть это важнейшее чувство — любовь, то будет и взаимопонимание, и исчезнут конфликты между родными. 
Источник
 
Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер". Какова роль учителя/наставника/семьи в жизни детей? Нравственные ориентиры в жизни ребенка. Чем может быть полезен «опыт отцов»?

 
 Будучи школьниками, Илья, Миха и Саня вступают в кружок любителей русской словесности, организованный новым преподавателем литературы Виктором Юльевичем Шенгели. Учитель прививает им вкус к литературе, водит по историческим местам Москвы и обсуждает с ними философские вопросы. Виктор Юльевич самостоятельно разрабатывает теорию взросления. Преподаватель считает, что в подростковом возрасте есть момент, в который может произойти формирование полноценной личности, а может и не произойти. Он сравнивает взросление с превращением куколок в бабочек. Если подростку в это период помочь, то он раскроется. Эта теория находит свое отражение в судьбах друзей, а сам Виктор Юльевич и бабушка одного из мальчиков становятся теми людьми, которые помогают друзьям стать полноценными личностями, то есть теми, кто может самостоятельно распоряжаться своей судьбой и принимать ответственные жизненные решения. Бабушка Сани, Анна Александровна, не проводит друзьям экскурсии по городу и не ведет у них уроков, но ее влияние не меньше учительского. Она приглашает ребят в гости, делится с ними воспоминаниями, они вместе слушают музыку и читают книги. Можно сделать вывод, что в процессе взросления герои произведения учатся принимать собственные решения, ориентируясь на взрослых людей, внушающих им уважение и занимающих в их жизни важное место. 

Аргумент из романа Л. Улицкой "Зеленый шатер". Какова роль семьи в жизни человека? На чем должны строиться взаимоотношения в семье?        
Главных героев романа Л. Улицкой «Зеленый шатер», казалось бы, не объединяет ничего, кроме школы: у них разные интересы, привычки и воспитание. Саня, воспитанный мальчик из интеллигентной семьи, увлекается музыкой и книгами, которыми наполнен его дом. Илья - отчаянный сорванец, всюду бегающий со своим фотоаппаратом и снимающий все примечательное для архива. Миха – детдомовский мальчик, которого усыновила тетя и который никогда не знал настоящей семьи. Дружба объединяет таких разных людей и делает их семьей. Они вместе проводят много времени, вечерами пропадают в квартире Сани, пьют вместе чай, наслаждаются музыкой и слушают истории Саниной бабушки. Там ребята по-настоящему счастливы, они находятся в кругу семьи, где царит любовь и взаимное доверие. Таким образом, история героев является доказательством того, что только в атмосфере взаимного уважения и понимания подросток может почувствовать себя счастливым.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение системы персонажей: герои делятся на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, первых несоизмеримо меньше. Главный герой нередко оказывается смешон, а Фамусов, один из основных представителей “века минувшего”, предстает перед читателем заботливым отцом и в принципе добродушным человеком. Образы, созданные Грибоедовым, ярки и неоднозначны, нехарактерны для классицистической комедии; нетрадиционен и конфликт пьесы. Между Чацким и Фамусовым разгораются бурные споры о приемлемости различных способов для получения повышений по службе и наград, о значимости общественного мнения, об образовании. Это противостояние не двух людей, а двух мировоззрений, общественных позиций; Чацкий и Фамусов — лишь наиболее яркие их представители.       
 Чацкий обращается со своими возмущенными монологами к Софье, Молчалину, наконец, ко всем гостям на балу. Конфликт этот — социальный; с одной его стороны — Чацкий и некоторые внесценические персонажи, с другой — московское дворянское общество во главе с Фамусовым. Завязкой этого внешнего конфликта можно считать приезд Чацкого в дом Фамусова, развитием — споры и монологи героев, нарастающее непонимание и отчужденность. Кульминация — бал, точнее признание Чацкого безумным, эта сцена — апогей неприятия и непонимания одним “лагерем” идей и воззрений другого. Неспособное задуматься и объяснить для себя поведение Чацкого, фамусовское общество находит наиболее легкий способ — признать его безумным. Развязка — отъезд Чацкого из Москвы. 
  В целом конфликт в комедии разрешен, только остается непонятно, кто же все-таки победил: Чацкий с новыми идеями, за которыми, очевидно, будущее, или дворянское общество, многочисленностью и тупой убежденностью в своей правоте вынудившее его бежать. С исторической точки зрения такой вариант общественного конфликта неразрешим: противостояние старого и нового мирным путем разрешиться не может.
 
 Однако в комедии отношения конкретных героев, Чацкого и фамусовского общества, выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга, не хотят иметь ничего общего. Конфликт в литературном смысле разрешим, в общечеловеческом — нет. “Горе от ума” — комедия, гениальная по типичности и яркости, очерченных в ней образов, отношений, по жизненности изображенных социальных противоречий в русском обществе 20-х годов XIX века. И. А. Гончаров писал, что Чацкий — образ собирательный и появляется каждый раз, когда грядет смена общественных формаций, когда возникает конфликт между старым и новым. Такие проблемы, как отношения отцов и детей, мужчины и женщины, новых веяний и устаревших форм жизни, характерны для любого общества, в том числе и современного, поэтому комедия А. С. Грибоедова и рассмотренные в ней конфликты остаются актуальными, волнуя и современного читателя и зрителя.
 Крепостничество, консервативность взглядов, боязнь всего нового, безразличие к судьбе России — вот основные предметы споров между отцами и детьми, примеры которых нам дает русская литература. Нравственная сторона конфликта по своему характеру более трагична, чем социальная, ибо задевается душа человека, его чувства. Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них. Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.«Молодежь» в возрастном отношении обозначает молодое поколение, молодых людей. Сравнительно недавно стало активно употребляться понятие «современная молодежь», хотя оно, конечно, существовало всегда. Уже во времена возникновения и расцвета древних цивилизаций, существовала своя «молодежь», и уже тогда, по свидетельствам исторических источников, молодые люди испытывали сложности во взаимоотношениях с взрослыми и окружающим миром. «Современная молодежь» - это новое поколение, которое стремится определять социальную и отчасти экономическую ситуацию в стране.  

  Совсем недавно, во времена наших бабушек и дедушек, молодежь воспитывало старшее поколение, но теперь наблюдается обратная тенденция - молодежь «воспитывает» общество, пытаясь навязать ему свои взгляды. Нетрудно догадаться, что это приводит к конфликтам отцов и детей, которые в настоящее время превосходят по своим масштабам все конфликты, описываемые в истории, литературе и искусстве. В современном мире проблема отцов и детей не стала менее актуальной, чем сто лет назад, и кажется, что сейчас она приобрела новые формы и стала более глубокой. В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться, так как разрыв между поколениями большой. Родители не понимают своих детей, потому что их учили по-другому жить и мыслить. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая соответствует их нормам поведения и идеалам, но такой метод воспитания не всегда приводит к желаемому результату. Большое место в современной литературе занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о ценности жизни человека, о его взаимодействиях с окружающими. Многих авторов волнует тема сложных отношений родителей и детей. Абсолютно каждый сталкивается с этой проблемой, и поэтому люди проявляют интерес к произведениям, затрагивающим данный аспект. 
 Источник
 ГОРЕ ОТ УМА КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 ГОРЕ ОТ УМА АНАЛИЗ 
Страницы:
1 2 3
    ?ндекс цитирования