Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1.
(По)немногу в уме моём во...тановились предшествующие обстоятельства.4 Пред...дущие сутки я провёл на Святом озере у (не)видимого града (К,к)итежа толкаясь между народом слушая гнусавое пение нищих слепцов страс...ные религиозные споры бе(з/с)поповцев и скитников. Мне вспомнились утомлё(н,нн)ые лица мис...ионеров и св...ще(н,нн)иков2 кучи книг при помощи которых спорившие раз...скивали нужные тексты в толстых фолиантах. На з...ре я с трудом протолкался из толпы на простор и усталый с головой отяжелевшей от бе(з/с)плодности этих споров с сер...цем сжимавш...мся от безотчётной тоски и разочарования поплёлся (во)свояси. Тяжёлые нерадос...ные впечатления уносил я от берега Святого озера от (не)видимого но страс...но вз…скуемого народом города. Точно в душном склепе провёл я всю эту бе(з/с)сонную ночь прислушиваясь как где(то) за стеной кто(то)3 читает мерным голосом заупокойные молитвы над заснувшей (на)веки народной мыслью.
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.1) нести (не)суразицу , старался (не)глядеть , далеко (не)лёгкое дело
2) дорога (не)ровная, путь (не)короток, а длинён, сказал явную (не)правду.
3) полы (не)покрашены, (не)имеющий слабых мест, (не)смотря по сторонам
4) (не)кланяясь в пояс, (не)доиграл партии, (не)кого любить
Задание 4
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.1) топлё(н, нн)ое молоко, произошла пута(н, нн)ица, деревья посаже(н, нн)ы
2) соверше(н, нн)олетний юноша, потуше(н, нн)ый дождём костёр, беше(н, нн)ый карьер
3) румя(н, нн)ные щёки, сви(н, нн)ая тушёнка, безветре(н, нн)ый день
4) деревя(н, нн)ый дом, ледя(н, нн)ой ветер, жаре(н, нн)ый картофель
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.Банты, оптовый, ненадолго, откупорить
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).1) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.
2) Книги были интересны и хорошо иллюстрированы.
3) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
Текст 2
(1) Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? (2) Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..
(3) Безусловно, человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. (4)В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. (5) Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку и ответы на загадки современности.
(6) Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу. (7) Потребовалась работа не одного поколения учёных, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.
(Е. Осетров)Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.Задание 8.
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение древо искусства из предложения 6. Запишите ответ.Задание 10.
В предложениях 1-2 найдите слово с лексическим значением «картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке». Выпишите это слово.Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.1) рукописные книги;
2) думать о значении;
3) потребовалась работа;
4) донца прялок.
Задание 12.
Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.Задание 13.
Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.Задание 14.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите синоним, запишите этот синоним.Задание 15.
Среди предложений 3-5 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.Задание 16.
Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.Задание 17.
Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:Выпишите номер этого предложения.
Смотрите также: