Что делать? Анализ. Чернышевский.

Анализ  романа "Что делать" Н.Г. Чернышевского для тех, кто сдает ЕГЭ по русскому языку и литературе. 
 
 
 

1. «Новые люди» и «особенный человек» как два типа положительных героев.
2. Утопические взгляды Чернышевского на будущее и способы их реализации в романе.
3. Место романа «Что делать?» в истории русской литературы и общественной мысли.

Роман «Что делать?», самое известное произведение Н.Г. Чернышевского, написан в одиночной камере Петропавловской крепости, куда он был помещен после ареста, фактически за четыре с половиной месяца. Опубликован роман был в 1863 году, так как цензура не сразу разобралась в революционном смысле произведения. Это роман дидактический и утопический. Чернышевский мечтал о том, чтобы уже в процессе чтения обыкновенный человек стал человеком новым в том смысле, в котором понимает это слово сам автор, а некоторые из читателей решили бы стать на путь особенных людей, о которых сам автор сказал: «Мало их, но ими расцветает жизнь. Они двигатели двигателей, соль соли земли».
Художественное своеобразие романа, помимо всего прочего, и заключается в двойном понимании положительного героя, через которого выражаются авторские идеалы.
В центре внимания – герои, которых Чернышевский называет «новыми» в силу их нетрадиционного отношения к социальным и моральным ценностям общества, в котором они и живут. Это Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Катя Полозова, девушки из мастерской Веры Павловны, которых она сумела приобщить к тем взглядам, которых придерживалась сама. Это люди, для которых главное – честность и порядочность в отношении друг к другу, равнодушное отношение к богатству, не заработанному честным собственным трудом, и в то же время желание жить достойно, не отказывая себе в мелких радостях бытия типа мягких козловых башмачков и кофе со сливками.
Вышедшие из среды разночинцев, учившиеся на «медные гроши», они самым главным в жизни считают достойный труд и желание блага ближнему. У них формируется так называемая «теория разумного эгоизма», суть которой заключается в том, что человеку может быть хорошо, только когда хорошо окружающим. Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.
В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.
Рационализм, нормативность такого построения сюжета очевидны, да автор и не скрывает этого, выдавая желаемое за действительное. Нравственность новых людей не опирается на религию. Чтобы представить новый способ отношений, писатель схематизирует человеческую природу.
Это замечание еще в большей степени касается «особенного человека» – дворянина Рахметова, отказавшегося от всех прав и благ своего сословия и даже личного счастья ради счастья всех людей. Рахметов закаляет себя в ожидании будущих испытаний и страданий, укрепляет себя физически и духовно: работает бурлаком на Волге, получив прозвище Никитушки Ломова, ограничивает себя в еде, не позволяя никаких деликатесов, даже если материальное положение позволяет (и эта мелочь отличает его от «новых людей!»), спит на войлоке, утыканном гвоздями, или вообще не спит по трое суток, закаляя свою волю, проводя время зачтением книг. «Дело», которому служит Рахметов, конкретно не показано по цензурным соображениям, но общая атмосфера 60-х годов XIXвека позволяла сделать правильный вывод: он революционер, как и сам автор, и его соратники.
Утопические взгляды Чернышевского наиболее полно выразились в 4-м сне Веры Павловны. С помощью этого условного приема, не сковывающего свободу фантазии, Чернышевский пытается заглянуть в будущее. Его представления о будущем оптимистичны, и это самое главное. Человечество, по мнению Чернышевского, осуществит свое право на свободу, труд, творчество и личное счастье. Другое дело, что само понимание Чернышевским счастья наивно и ограничено. В будущем Чернышевского нет места личным чувствам и качествам, вернее, они рассматриваются как исключение из правил. Членам сообщества предоставлены бесплатно все условия для нормальной, вернее, нормативной жизни, но если потребности личности выходят за пределы нормы (захочется чего-то вкусного или особо красивых нарядов), то за это надо платить. Сами же формы оплаты за труд в будущем обществе не оговариваются. Нет семьи как ячейки общества, как самого крепкого человеческого сообщества, включающего в себя и личные, и альтруистические отношения.
Кое-что из предсказанного Чернышевским, едва начав сбываться, превратилось в свою противоположность, например, активное изменение природы, переброска северных рек в пустыню, постройка каналов и т.д. привели к невосполнимым потерям экологического равновесия планеты; алюминий как материал будущего устарел, человечество все больше и больше ценит природные, натуральные материалы. Люди все больше больше концентрируются в мегаполисах, а не в поселениях на лоне природы. Предсказывать будущее – сложное и неблагодарное дело, и Чернышевский не одинок в своих ошибках и заблуждениях.
В обществе будущего нет опасений нужды или горя, но нет и воспоминаний. Это люди без прошлого. Иллюстрируется представление Чернышевского о гармоническом человеке, в жизни которого сочетаются необременительный, приятный труд с песнями, развитие творческих способностей человека (хор, театр), отдых, веселье (танцы и песни), любовь и продолжение рода, забота о здоровье, уважение к старикам. Но эта разумность и гармония оказываются неубедительными, так как не выделены проблемы личности в ее отношении к другим членам общества; в своем стремлении к легкой и беззаботной жизни люди будущего лишаются прошлого, исторической памяти, обходят стороной сложности бытия. Призыв «Любите будущее, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести» оказывается излишне публицистическим, голословным и декларативным.


    ?ндекс цитирования