Взаимодействие человека с природой, с ландшафтом не всегда длится столетиями и тысячелетиями и не всегда носит «природно-бессознательный» характер. След в природе остаётся не только от сельского труда человека, и труд его не только формируется природой: иногда человек сознательно стремится преобразовать окружающий его ландшафт, сооружая сады и парки. Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения.
И здесь мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков, <…> не всегда до конца понималось в своей основе его истолкователями, специалистами (теоретиками и практиками садоводства).
Садово-парковое искусство – наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. Такое утверждение кажется на первый взгляд странным.
С ним как будто бы трудно согласиться. Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература в целом, философия, театр, живопись и т.д.? Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, пусть даже и запущенных.
(Д.С. Лихачёв)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это союзное слово.ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ПРИРОДА. Чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.
2) СЛЕД. чего. Остаток или сохраняющийся признак чего-н. Следы преступления. Следы болезни. Следа нет чего-н. (уже совсем нет). Без следа (бесследно). По горячим (свежим) следам (сразу после чего-н., не откладывая).
3) ЭТАП. Отдельный момент, стадия какого-л. процесса, какой-л. деятельности. Новый э. развития. Очередной э. строительства. Состояние экологии на современном этапе.
4) ВЗГЛЯД. Выражение глаз. Суровый в. Растерянный в.
5) ДОРОГОЙ. Имеющий высокую цену, стоящий больших денег (противоп.: дешёвый). Д. мех. Д-ое пальто. Д-ая мебель.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан языком художественной литературы, поскольку основной задачей автора является эстетическое воздействие на читателя при помощи создания художественных образов.
2) Автор рассуждает об идеальном взаимодействии человека и природы посредством создания садов и парков.
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используется тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (природа, ландшафт, садово-парковое искусство).
4) Формы условного и повелительного наклонений глаголов помогают автору привлечь внимание адресата.
5) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов, вводная конструкция, риторический вопрос.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вОвремя
2) лгАла
3) пломбировАть
4) позвАла
5) укрепИт
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики Университета театрального искусства.
В течение недели стояла НЕТЕРПИМАЯ жара.
Пожалуй, главная тема поэта –– тема ВЕЧНОГО одиночества.
М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.
Авторы выставки создали ГАРМОНИЧНОЕ архитектурное пространство, которое предполагает прохождение посетителей по индивидуальным маршрутам.
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
нет ПОЛУТОРАСТА рублей
рота СОЛДАТОВ
НАПОИ меня водой
ДЕВЯТИСОТ девяноста девяти тетрадей
ЗАЕЗЖАЙ завтра
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри». 2) Из результатов опроса следовало, что одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ. 3) В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные исторических произведений, так и на материалы летописей. 4) Решив исправить ошибку, всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду. 5) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик. 6) Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет. 7) В августе отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны. 8) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы. 9) Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты. |
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) р..стительность, иск..жать (смысл), др..жать (от холода)
2) энц..клопедия, ц..линдр, ц..ганский
3) пл..нительный, р..форма, объед..нение
4) усл..жнённый, анн..тация, тв..рить (добро́)
5) упр..кать (в скупости), прот..реть (окно), зал..зать (на дерево)
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать (врага)
2) чере..чур, бе..болезненный, не..держанный
3) нед..варить, з..певала, пр..ходимость
4) без..нициативный, вз..скать, пред..нфарктный
5) об..ятия, сверх..естественный, раз..ём
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ноздр..ватый, ослаб..вать
2) застра..вать, завистл..вый
3) претерп..вая, вывеш..вать
4) приветл..во, молод..нький
5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..
1) (они) пряч..т, тащ..щий
2) (звуки) слыш..тся, незнач..щий
3) (они) задерж..тся, скач..нный (файл)
4) (они) плещ..тся, леч..щий (врач)
5) (мы) пляш..м, закле..нный
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) На асфальте были видны ещё (НЕ)СМЫТЫЕ дождём следы сапог.
2) Чёрный дым, (НЕ)ПОДНИМАЯСЬ над трубой, стлался за пароходом.
3) В кустах трудились (НЕ)ПОВОРОТЛИВЫЕ дикие пчёлы.
4) Никакой запах (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
5) Учитесь преодолевать чувство (НЕ)УВЕРЕННОСТИ.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову.
2) Кирилл КРЕПКО(НАКРЕПКО) зажмурился, открыл глаза и снова посмотрел КУДА(ТО) наверх.
3) По утрам с запада, ИЗ(ЗА) дальних бугров, выползала (ПЕПЕЛЬНО) СИНЯЯ туча.
4) (С)УТРА шёл (ПО)НАСТОЯЩЕМУ осенний дождь, и становилось жаль уходящего лета.
5) ЧТО(ТО) происходило не только со мной, но и со всей природой: солнце не (ПО)ОСЕНЕМУ парило, воздух наэлектризовался и искрил от любого колыхания жаркого ветерка.
Так как свет проникал на арену только сквозь завале(1)ое снегом стекля(2)ое окно в куполе, в утре(3)ем полумраке цирк казался огромным запуще(4)ым сараем.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Хозяева и гости зааплодировали и дружно начали подпевать.
2) В музыке марта журчание ручьёв и барабанная дробь капели визг пилы и стук топора.
3) Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.
4) Смена научного метода приводит к изменениям как в инструментарии исследования так и в содержании знания.
5) Двор Ивана Никифоровича был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезать из одного в другой через плетень.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Парк в Тригорском (1) всё больше редея (2) и переходя в овраг (3) плавно спускается к берегу (4) воспетой поэтом (5) реки Сороти.
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А.В. Суворов ещё при жизни (1) как известно (2) стал легендой. Военное дарование –– та сторона его личности, в которой (3) конечно (4) наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь.
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Изучению звёзд (1) посвятили свою жизнь многие астрономы (2) благодаря (3) которым (4) мы сегодня знаем (5) что среди звёзд есть гиганты и карлики.
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) стояли двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Некрасовском районе Ярославской области есть удивительный уголок – Заболотский край. (2)Он окружён невиданными природными красотами: озёрами, реками Волгой и Келнотью, костромскими разливами. (3)Холмистая местность Заболотья, покрытая лесом, привлекала внимание знаменитых охотников: М.М. Пришвина, А.С. Новикова-Прибоя. (4)Любил охотиться в этих местах и Николай Алексеевич Некрасов. (5)Его имя здесь свято чтут: местные старожилы рассказывают о поэте, поют песни на его слова. (6)Радушно встретят вас в местной Заболотской школе. (7)Пригласят поиграть в народные игры: лапту, городки, горелки, ручеёк, чижик и другие. (8)Приезжайте в Заболотье, вживую услышьте строки произведения русского поэта: «Дети, я вам расскажу про Мазая…»
ЗАДАНИЕ 22.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка! (А. Ахматова) Б) Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко). В) Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий) Г) Идут — красивые и безобразные, Идут — веселые, идут — печальные, Такие схожие — такие разные, Такие близкие, такие дальние… (З. Гиппиус) Д) Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов) | 1) парцелляция 2) антитеза 3) метафора 4) синтаксический параллелизм 5) гипербола 6) аллитерация 7) риторический вопрос 8) сравнение 9) ассонанс |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.
(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?
(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…
(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.
(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.
(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.
(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».
(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
(По В.А. Пьецуху*)
* Вячеслав Алексеевич Пьецух – советский и российский писатель.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.
2) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.
3) Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.
4) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.
5) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 12, 13 представлено описание.
5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложения 5 выпишите один фразеологизм.
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
ЗАДАНИЕ 27.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему не угасает интерес к книге?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.