Подробный разбор досрочного варианта ЕГЭ по русскому языку 2019 (ответы с пояснением и правилами)
Решать досрочный тест ЕГЭ по русскому языку 2019
Задание 1
Ответ: 25
Главная информация обязательно должна включать два смысловых компонента:
- музыкальный слух и речевой слух имеют разную психологическую организацию.
- Подтверждение этого: наблюдение за музыкантом, разучившимся различать некоторые буквы, но создавшим в это время лучшую симфонию.
В 1,3,4 вариантах ответа дана неверная информация
Теория к заданию 1 ЕГЭ
Задание 2
Ответ: например
Чтобы решить это задание, необходимо знать разряды вводных слов.
В данном тексте по смыслу больше всего подходит разряд, отвечающий за последовательность изложения, связь мыслей.
(Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, например, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.)
Теория к 2 заданию ЕГЭ
Задание 3
Ответ:3
Чтобы правильно решить это задание, нужно сделать 2 шага:
- Найти в предложении словосочетание со словом, определение которому необходимо дать. В данном случае это «психологическая организация звука»
- Далее читаем варианты ответа, подставляем в текст определения вместо слова «организация», а потом подставляем словосочетание в ряд примеров, данных после определения.
Как мы видим, 1, 2, 4 не подходят по смыслу и примерам.
Теория к заданию 3 ЕГЭ
Задание 4
Ответ: кровоточАщий
Невозможно знать, как ставить ударение во всех словах русского языка, однако, если разобрать Орфоэпический словник, можно заметить некоторые закономерности.
добралА – ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени ж.р. (кроме клАла, послАла, крАлась, укрАла и производных)
накренИтся – чаще всего в глаголах ударение падает на -ИТ или -ИТЬ (включИт, вручИт, убыстрИть)
вернА – в кратком прилагательном ж.р, ударение падает на последний слог, как и в слове умнА. (в кратких прилагательных с суффиксом -ЛИВ ударение падает на И (смазлИва, суетлИва, болтлИва, прозорлИва, но прожОрлива)
прибЫв – в деепричастиях совершенного вида, представленных в Орфоэпическом словнике ударение падает на последний слог (начАв, отдАв, понЯв, создАв, отдАв, прибЫв, НО откУпорив)
Теория к заданию 4 ЕГЭ
Задание 5.
Ответ: исполнительское
Важно знать: паронимы могут отличаться приставками, суффиксами или корнями.
Поэтому, если в слове есть приставка, это приставочный пароним. Чтобы найти пару, необходимо изменить приставку. То же самое работает с суффиксами. Паронимы с разницей в корне необходимо запомнить (как правило, в корнях таких слов разница заключается в нескольких буквах: невежа-невежда, абонемент-абонент, адресат-адресант дипломант-дипломат и т.д.)
В суффиксальных паронимах есть свои закономерности, часто чередуются следующие сочетания букв в суффиксах
ЧЕСК-ЧН (артистических-артистичный, гармонический-гармоничный и т.д.)
ВЕНН-Н (бедный -бедственный, благодарный-благодарственный и т.д.)
Н-СК (звериный – зверский, зрительный- зрительский и т.д.)
ИСТ-Н (болотистый-болотный, глинистый – глиняный и т.д.)
и т.д.
ЧИВ, ЛИВ – Н/ЕВ/ОВ
Для начала надо подобрать пару/ряды паронимов к каждому парониму:
Выращивание – наращивание- отращивание
Исполнительный – исполнительский
Болотный – болотистый
Романтический – романтичный
Памятный – памятливый
Далее вспоминаем оттенки значения каждого из паронимов (если не получается вспомнить значения, попытайтесь вспомнить устойчивые словосочетания с этими паронимами)
Например, выращивание овощей, наращивание ногтей и т.д.
В данном задании сбивает с толку слово ПАМЯТЕН – это прилагательное дано в краткой форме. Это ничего не меняет, превратите его в полную форму и вспомните словоупотребление.
Остановимся на ответе:
Исполнительный – исполнительский. Словоупотребление: исполнительный человек( это свойство человека), но исполнительский талант.Суффикс СК часто отвечает за принадлежность чего-то кому-то. (конСКий, вражеСКий)
В демоверсии ЕГЭ 2019 года от ФИПИ есть словарь паронимов. Чтобы узнать определение каждого слова, обратитесь к Толковому словарю паронимов от РУСТЬЮТОРС.
Теория к заданию 5 ЕГЭ
Словарь паронимов ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС
Задание 6.
Ответ: главную
Задание 6 бывает двух типов: нужно заменить неверно употребленное слово и исключить слово.
В данном случае нам предложили исключить, это значит, что речь идет о плеоназмах.
Плеоназмы - Оборот речи, в котором совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению.
Например, в сентябре месяце, 5 минут времени и т.д.
В данном задании словосочетание «главная суть» избыточно, так как в определении слова СУТЬ ( суть - самое главное и существенное в чём-нибудь) уже присутствует слово «главная».
Теория к заданию 6 ЕГЭ
Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Задание 7
Ответ: сапог
Совет: начинайте решать задание от простого к сложному. Простыми нормами морфологии можно назвать те, где есть четко прописанные правила и нет исключений.
Например, это в формы числительных и прилагательных.
1) Разберем числительные из задания : ШЕСТЬСОТ и ДЕВЯТЬСОТ
Это сложные числительные (то есть состоящие из нескольких корней)
В таких числительных склоняется каждая часть. (Запомните, что в таких числительных не бывает окончания А!!
Например
И.п. шестьсот девятьсот
Р.п. шестИсот девятИсот !!!(как НОТ)
Д.п. шестИстАм девятИстАм
В.п. шестьсот девятьсот
Т.п. шестьЮстАМИ девятьЮстАми
П.п.о шестИстАх о девятИстАх
2) Далее приступим к форме существительного мн.ч. И.п.
К сожалению, эти нормы придется запомнить:
Директора, профессора, но ректоры, кондукторы, корректоры и т.д.
3) Сущ. Р.п. мн. ч тоже имеют свои закономерности, их можно найти у нас на сайте в теории к ЕГЭ по русскому языку.
Если мы говорим о парных предметах, то следует запомнить:
носкОВ, гольфОв, джинсОВ, бронхОВ и ботинок, сапог, туфель, тапок и т.д.
Теория к заданию 7 ЕГЭ
Задание 8
Ответ: 34572
1) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовали в выборах Президента Российской Федерации.
НЕТ ОШИБКИ (Подлежащее и сказуемое согласованы в роде и числе)
2) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор книги «Словаря современного русского языка».
ОШИБКА (нарушение в построении предложения с несогласованным приложением) (редактор книги «Словарь современного русского языка)
3) Токарь выточил деталь согласно нарисованного чертежа.
ОШИБКА (неправильное употребление падежной формы имени существительного с предлогом)
Должно быть: нарисованному чертежу
Предлоги согласно, благодаря, вопреки требуют Д.п.
4) Посмотрев фильм известного режиссёра, он очень понравился всем членам жюри.
ОШИБКА (неправильное построение предложения с деепричастным оборотом)
(Деепричастный оборот должен относится к подлежащему и сказуемому) Можно исправить на: Когда жюри посмотрело фильм известного режиссера, то дали фильму высокую оценку )
5) Нефтяные загрязнения являются угрозой всему живому в Мировом океане, возникающие при транспортировке нефти.
ОШИБКА (нарушение в построении предложения с причастным оборотом)
Причастный оборот оторван от определяемого слова.
Можно исправить: Нефтяные загрязнения, возникающие при транспортировке нефти, являются угрозой всему живому в Мировом океане.
6) М. Горький мудро заметил, что человек за всё в своей жизни платит сам.
НЕТ ОШИБКИ (косвенная речь употреблена верна)
7) Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушат тишину.
ОШИБКА (нарушение видо- временной соотнесённости глагольных форм)
Можно исправить на: Когда комья снега временами срывались с высоких сосен, они нарушали тишину.
8) Свернувшись на старом кресле и вздрагивая во сне, кот проспал весь день.
НЕТ ОШИБКИ (Деепричастный оборот употреблен правильно)
9) Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.
НЕТ ОШИБКИ (Причастный оборот употреблен верно)
Теория к заданию 8 ЕГЭ
Задание 9
Ответ:25
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..станционный, т..снота, возр..стать
2) предпол..гать, бл..стяще, прин..мать
3) дезор..ентировать, гиг..енический, изб..ратель
4) воссоед..нение, ж..стикулировать, гориз..нтальный
5) взап..рти, изл..жение, водор..сли
1) дИстанционный –непроверяемая гласная в корне
тЕснота –проверяемая гласная в корне (тЕсно)
возрАстать –чередующаяся гласная в корне (РАСТ-РОС-РАЩ)
2) ПредполАгать - чередующаяся гласная в корне (ЛАГ-ЛОЖ)
БлЕстяще - чередующаяся гласная в корне (БЛЕСТ -БЛИСТ)
ПринИмать- чередующаяся гласная в корне (ИМ-Я)
3) ДезорИентировать - непроверяемая гласная в корне
ГигИенический - непроверяемая гласная в корне
ИзбИратель - чередующаяся гласная в корне (БЕР-БИР)
4) ВоссоедИнение - проверяемая гласная в корне (едИный)
ЖЕстикулировать - проверяемая гласная в корне (жЕст)
ГоризОнтальный - проверяемая гласная в корне (горизОнт)
5) ВзапЕрти - чередующаяся гласная в корне (ПЕР-ПИР)
ИзлОжение - чередующаяся гласная в корне (ЛАГ-ЛОЖ)
ВодорОсли - чередующаяся гласная в корне (РАСТ-РОС-РАЩ)
Теория к заданию 9 ЕГЭ
Задание 10
Ответ: 234
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник
2) н..дломить, поз..бросил, з..ночевать
3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный
4) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
5) вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский
1) ПрЕдобрый -ПРЕ в значении ОЧЕНЬ
ГостепрИимный - ПРИ в значении «приближение»
ПравопрЕемник – ПРЕ в значении «пере»
2) Надломить – неизменяемая приставка НАД
ПозАбросил -неизменяемая приставка ЗА
ЗАночевать - неизменяемая приставка ЗА
3) БеСсрочный - изменяемая приставка БЕС (зависит от глухости/звонкости).
С - т.к. следующая согласная глухая
ИСчерченный - изменяемая приставка ИС (зависит от глухости/звонкости).
С - т.к. следующая согласная глухая
РаСпущенный - изменяемая приставка РАС (зависит от глухости/звонкости).
С - т.к. следующая согласная глухая
4) ЗавЬюжило – ь, т.к. в корне
ФамилЬярный – ь, т.к. в корне
ГнездовЬе – ь в суффиксе
5) ВзЫскание – Ы пишется после русских приставок на согласную
БезЫинтересный – Ы пишется после русских приставок на согласную
МежИнститутский – И (исключение: после МЕЖ, СВЕРХ пишется И)
Теория к заданию 10 ЕГЭ
Задание 11
Ответ:25
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) яблон..вый, земл..ные (работы)
2) алюмини..вый, затм..вать
3) подразум..вая, налаж..вать
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) раскра..вать, болот..стая (местность)
1) ЯблонЕвый – суффикс ЕВ/ИВ в прилагательных зависит от ударения(под ударением ИВ, без ударения ЕВ)
ЗемлЯные – нач. форма «земляной», в подобных словах, если падает ударение на ОЙ, пишем суффикс ЯН
2) АлюминиЕвый - суффикс ЕВ/ИВ в прилагательных зависит от ударения(под ударением ИВ, без ударения ЕВ)
ЗатмЕвать – Исключение. (затмевать, продлевать, застревать, обуревать, сомневаться и т.д.)
3) ПодразумЕвая – Если в глаголе ударение падает на вАть, то проверяем инфинитивом сов. Вида
НалажИвать – суффиксы ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА. Чтобы проверить гласную в суффиксе, нужно поставить глагол в форму 1 лица ед.ч. (Я налаживаю) Если в этой форме глагол оканчивается на ЫВАЮ/ИВАЮ, то пишем И/Ы, если меняется на УЮ/ЮЮ, пишем Е/О. Примеры: Налаживать – я налаживаю (пишем И), танцевать – я танцую (пишем Е)
4) МилостИвый – исключение из правила «суффиксы ЕВ/ИВ в прилагательных)
ОбезлюдЕли – обезлюдеть, посолиднеть является исключением из правила «Гласные в инфинитиве перед -ТЬ».
5) РаскраИвать - суффиксы ОВА/ЕВА, ЫВА/ИВА. Чтобы проверить гласную в суффиксе, нужно поставить глагол в форму 1 лица ед.ч. (Я раскраиваю )
БолотИстая – единообразное написание суффикса ИСТ в прилагательном
Теория к заданию 11 ЕГЭ
Задание 12
Ответ: 134
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (пациенты) леч..тся, маяч..щий (вдали лес)
2) завис..шь, подстриж..нный
3) бор..шься, воспева..мый
4) проед..шься, необита..мый
5) верт..шься, обнаруж..нный
1) лечАтся (Глагол настоящего времени проверяем по спряжению. В 1 спряжении пишем буквы УЮЕ, во втором – ИАЯ)
Лечатся – лечить, глагол 2 спряжения, пишем А
Маячащий – маячить, глагол 2 спряжения, пишем А
2) Зависишь -зависеть , глагол 2 спряжения(исключение), пишем И
Подстриженный - постричь , пишем Е
3) Глаголы и причастия прошедшего времени проверяются инфинитивом. Если инфинитив оканчивается на АТЬ/ЯТЬ, то пишем А/Я, если другое окончание, то пишем Е.
Борешься – бороться (глагол 1 спряжения, пишем Е)
Воспеваемый – воспевать (глагол 1 спряжения, пишем Е)
4) Проедешься – проехаться (глагол 1 спряжения, пишем Е)
Необитаемый – обитать (глагол 1 спряжения, пишем Е)
5) Вертишься – вертеть (глагол 2 спряжения, исключение, пишем И)
Обнаруженный – обнаружить, пишем Е. Глаголы и причастия прошедшего времени проверяются инфинитивом. Если инфинитив оканчивается на АТЬ/ЯТЬ, то пишем А/Я, если другое окончание, то пишем Е.
Теория к заданию 12 ЕГЭ
Задание 13
Ответ: непременно
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ)ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.
В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
Всю ночь отряд шёл по ещё (НЕ)ИСХОЖЕННОМУ насту.
Вместо исчезнувших слов язык (НЕ)ПРЕМЕННО создаёт новые.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
(НЕ)ЗАВЕРШЁННЫЕ – пишем РАЗДЕЛЬНО, так как это причастие с зависимыми словами
(НЕ)КОШЕННЫЕ - пишем РАЗДЕЛЬНО, так как это причастие с зависимыми словами
(НЕ)ИСХОЖЕННОМУ - пишем РАЗДЕЛЬНО, так как это причастие с зависимыми словами
(НЕ)ПРЕМЕННО – пишем СЛИТНО, так как без НЕ не употребляется
(НЕ)МЕШАЛО – пишем РАЗДЕЛЬНО, так как НЕ с глаголом пишется раздельно.
Теория к заданию 13 ЕГЭ
Задание 14
Ответ: совсемнаперекор
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет М.В. Ломоносов занимался изучением русской истории, а ТАК(ЖЕ) точных наук.
(ВО)ВРЕМЯ путешествий мы (ЗА)ЧАСТУЮ бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родной земли.
Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.
Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.
(В)ТЕЧЕНИЕ (данный производный предлог пишется всегда РАЗДЕЛЬНО)
ТАК(ЖЕ) (пишем СЛИТНО, так как ТАКЖЕ - это присоединительный союз, который можно заменить на И, ЖЕ нельзя убрать)
(ВО)ВРЕМЯ (в данном случае это предлог с существительным, пишем РАЗДЕЛЬНО, если бы это было наречие(как?) вОвремя, то писали бы слитно)
(ЗА)ЧАСТУЮ (в данном случае это наречие, отвечает на вопрос «как?» и пишется слитно, если бы это был предлог с прилагательным, писали бы раздельно)
(СО)ВСЕМ (в данном случае это наречие пишем слитно, если бы это был предлог с(со) с местоимением ВСЕМ, то писали бы раздельно)
(НА)ПЕРЕКОР (производный предлог наперекор пишется слитно)
(НА)КОНЕЦ (в данном случае это наречие, пишем слитно, если бы был предлог с существительным «конец» , то писали бы раздельно)
(КАК)БУДТО (всегда пишется раздельно, вне зависимости от части речи)
(НА)ВСТРЕЧУ (в данном случае это предлог НА и существительное ВСТРЕЧА , пишем РАЗДЕЛЬНО, можно вставить слово: на деловую встречу.
(ЗА)ТО (в данном случае это противительный союз, синонимичен союзу НО, пишем СЛИТНО, если бы это был предлог ЗА и указательное местоимение ТО, то мы бы писали раздельно
Теория к заданию 14 ЕГЭ
Задание 15.
Ответ: 123
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В кабинете великого поэта – книжные полки, почти до потолка плотно уставле(1)ые томами, письме(2)ый стол со знаменитой чернильницей с арапчонком и последней чита(3)ой им книгой.
Уставленные – пишем НН, так как это полное страдательное причастие
Письменный – пишем НН, так как это прилагательное, образованное от существительного при помощи суффикса ЕНН
Читанной – в данном причастии всегда пишется НН, это исключение.
Теория к заданию 15 ЕГЭ
Задание 16.
Ответ:35
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.
2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.
3) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.
4) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.
5) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.
1) запятая НЕ НУЖНА, так как однородные члены соединены союзом И
2) запятая НЕ НУЖНА, так как это ССП с общим второстепенным членом предложения.
3) Запятая НУЖНА, так как это ССП без чего-то обобщающего.
4) Запятая НЕ НУЖНА, так как союзы И соединяют разные ряды однородных членов,
5) Запятая НУЖНА, так как однородные члены «вырывал», «залезал» не соединены союзом.
Теория к заданию 16 ЕГЭ
Задание 17
Ответ: 123
Горный воздух (1) наполненный звонкой тишиной (2) привлекает людей (3) стремящихся к единению с природой и (4) получающих прилив новых сил и энергии.
(1) (2) – запятые при обособленном определении, выраженном причастным оборотом и стоящем после определяемого слова.
(3) – запятая при обособленном определении, выраженном причастным оборотом и стоящем после определяемого слова.
(4) - запятая НЕ НУЖНА, так однородные определения «стремящихся» и «получающих» соединены союзом И.
Теория к заданию 17 ЕГЭ
Задание 18
Ответ: 34
Среди писателей конца ХХ века (1) именно (2) В.М. Шукшин вновь обратился к народной теме. Люди, которые сохранили народные «корни» (3) по мнению писателя (4) тянутся к духовному началу, заложенному в народном сознании.
(1) (2) – запятые НЕ НУЖНЫ, поскольку «ИМЕННО» является частицей и не выделяется запятыми.
(3) (4) – запятые НУЖНЫ, так как «ПО МНЕНИЮ ПИСАТЕЛЯ» - это вводное словосочетание (группа вводных слов: источник сообщения)
Теория к заданию 18 ЕГЭ
Задание 19
Ответ: 1456
Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.
(1) (4) – ставим две запятые в СПП (сложноподчиненном предложении, придаточное предложение «на вершине которой двумя широкими скобами уселся дом» разрывает главное «Склоны этой горы и той горы не были засажены никакими деревьями» )
(5) (6) - ставим две запятые в СПП (сложноподчиненном предложении, придаточное предложение «что напротив нас» разрывает главное «Склоны этой горы и той горы не были засажены никакими деревьями»)
Теория к заданию 19 ЕГЭ
Задание 20
Ответ: 1234567
Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе (1) и (2) хотя очень тяжело было видеть (3) как он приходит и садится на то место (4) где прежде сидел отец (5) и ест его ложкой из его тарелки (6) всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой (7) когда он уже спал.
1 – запятая в ССП (в сложносочиненном предложении) Союз «И» соединяет «Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе» и «всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой».
2 – запятая на стыке союзов ставится, так как всю придаточную часть «хотя…» можно переставить или убрать из предложения.
3 – запятая в СПП (в сложноподчиненном предложении) в придаточным «как он приходит и садится на то место и ест его ложкой из его тарелки»
4, 5 - запятая в СПП с придаточным предложением «где прежде сидел отец» и главным «как он приходит и садится на то место….и ест его ложкой из его тарелки»
6 – запятая в СПП с придаточным «хотя очень тяжело было видеть, как он приходит и садится на то место, где прежде сидел отец, и ест его ложкой из его тарелки» и главным «всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой»
7- запятая в СПП с придаточным «когда он уже спал» и главным «всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой»
Теория к заданию 20 ЕГЭ
Задание 21
Ответ: 167
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Изучение растений и животных в природе – занятие не из лёгких. (2)Если учесть, как сложна даже самая простая среда, то неудивительно, почему экология развивается так постепенно, шаг за шагом отбирая у природы её тайны. (3)Любое существо тысячами невидимых нитей связано с живой и неживой природой. (4)Добывая пищу, отыскивая укрытия от врагов и непогоды, животные и растения выработали приспособления к самым полярным воздействиям природы. (5)У каждого вида – свой образ жизни, свои особенности, привычки. (6)Но экология – понятие более широкое. (7)Эта наука – перекрёсток, где хватает работы биологу и врачу, космонавту и математику, философу и социологу, химику и инженеру. (8)Это наука, которая учит человека жить в ладу с природой. (9)Ведь тот же самый зверь или какое-нибудь растение не могут существовать сами по себе, в отрыве от остального мира.
1 – тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. в И.п.
5 – тире в неполном предложении
6 – тире между подлежащим и сказуемым, выражеными сущ в И.п.
7 – тире между подлежащим и сказуемым, выражеными сущ в И.п.
Теория к заданию 21 ЕГЭ
Задание 22
Ответ: 35
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дмитрий почему-то страстно полюбил Софью Ивановну.
2) Любовь самоотверженная заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания любимого человека.
3) Запас любви у девушек такого рода, как Софья Ивановна, был настолько неистощим, что она была готова изливать это чувство на всех окружающих людей, добрых и злых.
4) Любовь деятельная заключается в жертвовании собой и не предполагает взаимности.
5) Те, кто испытывает любовь красивую, склонны постоянно менять предметы своего обожания.
1 НЕ СООТВЕТСТВУЕТ, так как «Дмитрий… вдруг страстно полюбил непонятную Любовь Сергеевну и только допускал, что в его тётке есть тоже хорошие качества».
2 НЕ СООТВЕТСТВУЕТ, так как «любовь самоотверженная, она заключается в любви к процессу жертвования собой для любимого предмета, при этом не обращается внимание на то, хуже или лучше от этих жертв любимому предмету. (12) Люди, любящие так, никогда не верят взаимности. (13)Им всё равно, хорошо ли вы ели, хорошо ли спали, весело ли вам, здоровы ли вы, и они ничего не сделают, чтоб доставить вам эти удобства, ежели они в их власти. (14)Но стать под пулю, броситься в воду, в огонь, зачахнуть от любви – на это они всегда готовы, ежели только встретится случай.
3 СООТВЕТСТВУЕТ, так как «И запас этот у старых девушек такого рода бывает так неистощим, что, несмотря на то что избранных много, ещё остаётся много любви, которую они изливают на всех окружающих, на всех добрых и злых людей, которые только сталкиваются с ними в жизни.
4 НЕ СООТВЕТСТВУЕТ , так как
«любовь деятельная, она заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. (17)Люди, которые любят так, любят на всю жизнь».
5 СООТВЕТСТВУЕТ, так как « (6)Любовь красивая заключается в любви к красоте самого чувства и его выражения. (7)Люди, которые любят красивой любовью, очень мало заботятся о взаимности как об обстоятельстве, не имеющем никакого влияния на красоту и приятность чувства. (8)Они часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, чтоб приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо».
Теория к заданию 22 ЕГЭ
Задание 23
Ответ: 13
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 5 поясняет, раскрывает содержание предложения 4.+
2) В предложениях 6–9 содержится повествование.-
3) В предложениях 11–14 представлено рассуждение.+
4) Предложение 17 противопоставлено по содержанию предложению 16.-
5) В предложении 19 представлено описание.-
2) НЕВЕРНО, так как 6-9 – это рассуждение
4) (16)Третий род – любовь деятельная, она заключается в стремлении удовлетворять все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. (17)Люди, которые любят так, любят на всю жизнь.
Предложение 17 не противопоставлено 16, а следует из 16.
5) (19)Люди эти любят даже пороки любимого существа, потому что пороки эти дают им возможность удовлетворять ещё новые желания. Предложение 19 – рассуждение.
Теория к заданию 23 ЕГЭ
Задание 24
Ответ: взыскательны
Из предложений 11–15 выпишите слово со значением «требовательные, строгие».
Взыскательный - Требовательный, строгий. (Педагог)
Теория к заданию 24 ЕГЭ
Задание 25
Ответ: 9
Среди предложений 4–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, лексического повтора и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(8)Они часто переменяют предметы своей любви, так как их главная цель состоит только в том, чтоб приятное чувство любви было постоянно возбуждаемо. (9)Для того чтобы поддержать в себе это приятное чувство, они постоянно в самых изящных выражениях говорят о своей любви как самому предмету, так и всем тем, кому даже и нет до этой любви никакого дела.
Предмету – предметы (формы слова)
Чувство – лексический повтор
Это – указательное местоимение.
Теория к заданию 25 ЕГЭ
Задание 26
Ответ: 5629
«Автор широко использует книжную лексику («неистощим», «изящных», «самоотверженная») и такой троп, как (А)_________ («запас любви... изливать» в предложении 1). Чтобы не потерялась основная мысль текста, писатель прибегает к такому приёму, как (Б)_________ («любят» в предложениях 18 и 19), и такому синтаксическому средству, как (В)_________ («кроме того» и «странно сказать» в предложении 15). А ещё одно синтаксическое средство – (Г)_________ («хранился, рос и креп» в предложении 1, «все нужды, все желания, прихоти, даже пороки» в предложении 16) – помогает автору быть более точным в выражении мыслей».
Список терминов:
1) риторический вопрос
2) вводные конструкции
3) фразеологизм
4) литота
5) метафора
6) лексический повтор
7) эпитет
8) разговорная и просторечная лексика
9) ряды однородных членов предложения
А-5 (изливать запас любви - метафора, так как содержит образность, скрытое сравнение. В задании указано, что нужно найти троп, а среди тропов есть только эпитет и метафора)
Б-6 прием лексический повтор. (18)Любовь их редко выражается словами, и если выражается, то не только не самодовольно, красиво, но и стыдливо, неловко, потому что они всегда боятся, что любят недостаточно. (19)Люди эти любят даже пороки любимого существа, потому что пороки эти дают им возможность удовлетворять ещё новые желания.
В- 2 «кроме того» - вводная конструкция из разряда «связь мыслей и последовательность изложения» и «странно сказать» - вводная конструкция из разряда «выражение экспрессивности».
Г-9. Из синтаксических средств наиболее подходящими являются «ряды однородных членов»
Теория к заданию 26 ЕГЭ
Задание 27
Проблема: Какой должна быть настоящая любовь?
Авторская позиция: настоящая любовь должна быть деятельной
Комментарий: сопоставляем красивую, самоотверженную любовь с деятельной. Показываем, что они противопоставлены. Не забудьте пояснить каждый пример.
Аргумент: Например, любовь Левина из романа "Анна Каренина" Л.Н. Толстого, Любовь Сонечки Мармеладовой из романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
Теория к сочинению ЕГЭ
Сочинение по тексту с досрочного ЕГЭ по русскому языку 2019.